Московская епархия Русской Православной Церкви
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Миссионерский отдел московской епархии
Примеры христианского супружества в житиях святых и их значение в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

VI Московские областные образовательные Рождественские чтения (19 ноября – 11 декабря 2008 года) «Семья в современном мире».

Настоятель Троицкого храма пос. Удельная
священник Вадим Суворов

«В XX веке Россия пережила чреду бурных событий, которые ставили наше Отечество на грань исчезновения. Нам довелось пережить смены государственного устройства, поругание святынь, войны, экономические нестроения. Особенно пострадала семья, лишенная высшего религиозного идеала. Последствия разрушения этого идеала оказались столь тяжкими, что сегодня есть обоснованная опасность физического вымирания России»1.

В наши дни для многих становится очевидным, что демографический кризис обусловлен не столько социально-экономическими, сколько духовно-нравственными причинами2. Яркое тому подтверждение – ситуация в развитых странах Европы. Рост материального благосостояния граждан в этих государствах не приводит к росту рождаемости. Напротив, можно говорить о существовании противоположной тенденции.

Культ потребления, забвение традиционных нравственных ценностей неизбежно ведут к деформации института семьи. Создание полноценного супружеского союза, рождение и воспитание детей уже перестает быть ценностью в глазах современного человека. Отсюда - рост числа разводов, подмена брака временным сожительством, катастрофическое количество абортов и уклонение супругов от рождения и воспитания детей.

При этом в обществе получают распространение и культивируются различные извращения, в том числе т.н. «однополые браки», когда под видом толерантности пропагандируется отношение к гомосексуализму лишь как к одной из форм «сексуальных ориентаций», имеющих равное право на публичное проявление и уважение.

С церковной точки зрения, различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г., говорится: «Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви. Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода. Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении» (Х.1)3.

Плодом любви и общности супругов становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака (Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом (XII.3). Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака (Х.3).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом.

Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями.

Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь (Х.4).

Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил. Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия.

Пропаганда порока наносит особенный вред неутвержденным душам детей и юношества. В книгах и кинофильмах, в средствах массовой информации, а также в некоторых образовательных программах подросткам зачастую внушают такое представление о половых отношениях, которое крайне унизительно для человеческого достоинства, поскольку в нем нет места для понятий целомудрия, супружеской верности и самоотверженной любви. Интимные отношения мужчины и женщины не только обнажаются и выставляются напоказ, но и представляются как акт чисто телесного удовлетворения, не связанного с глубокой внутренней общностью и какими-либо нравственными обязательствами.

Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6. 19-20). Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания.

Напротив, осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения. По этой же причине Церковь неизменно осуждает проституцию и проповедь так называемой свободной любви, совершенно отделяющей телесную близость от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности.

Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и о телесной природе человека, Церковь не может поддержать тех программ «полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте (Х.6).

Существенную роль в решении этих задач может сыграть преподавание в тех или иных формах «Основ православной культуры» и «Духовного краеведения» в наших школах. Программы подобных курсов включают в себя изучение с детьми житий святых, в которых содержится немало примеров подлинного христианского супружества и основанных на жертвенной любви семейных отношений.

В 2008 году в России впервые было проведено празднование Дня семьи, любви и верности. Не случайно датой проведения праздника было выбрано 8 июля – день памяти святых Петра и Февронии Муромских, издревле считавшихся на Руси покровителями христианского брака.

Согласно житию этих святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь бортника Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Девушка была красива, благочестива и мудра и умела лечить недуги. Князь полюбил Февронию и после того, как она исцелила его от проказы, женился на ней.

После смерти брата Петр унаследовал княжение. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собою крестьянку. Бояре потребовали, чтобы князь оставил Февронию. Святой Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с нею в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке.

Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола; пролилась кровь. Тогда бояре опомнились и решили звать Петра и Февронию обратно. Князь и княгиня вернулись; правили они справедливо и мудро, много заботились о людях и прославились делами благочестия и милосердия.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, а похоронить себя завещали вместе, в одном гробу.

Скончались они каждый в своей келье в один день и час 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших: их тела были положены в разных обителях. Однако на следующий день они чудесным образом оказались вместе. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе, в одном гробе, в городе Муроме около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы…

Идея празднования Дня семьи, любви и верности в день памяти святых Петра и Февронии возникла несколько лет назад у жителей города Мурома, где покоятся мощи благоверных супругов. Стараниями общественных организаций, при поддержке государственной власти и лично супруги президента России Светланы Медведевой, которая возглавила попечительский совет празднования, День семьи, любви и верности широко отмечался этом году по всей России.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что идею проведения праздника поддержали не только православные христиане, но и представители других традиционных религий России. В Заявлении Межрелигиозного совета России, опубликованном в связи с инициативой проведения нового праздника, в частности, было сказано следующее: «Сегодня Российское государство предпринимает серьезные усилия по восстановлению и укреплению семьи. Как известно, 2008 год объявлен годом семьи.

Со своей стороны традиционные религиозные общины России на протяжении столетий проповедовали и поддерживали семейные ценности. Они всегда разделяли общее мнение о том, что крепкая и многочисленная семья является прочной основой общественного устройства и залогом процветания государства. Мы полагаем, что социально-экономические меры являются необходимыми, но недостаточными в успешной реализации национальной политики по поддержанию семьи.

Как духовно-разумному существу, человеку необходимы ясные ориентиры, определяющие смысл и роль семьи в его собственной жизни. Лучше всего этому могут послужить примеры успешного построения семьи, явленные в прошлом и являемые в настоящем нашими соотечественниками.

В их жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан. Считаем, что день 8 июля, может стать достойной датой для проведения ежегодного Дня семьи в России. Уверены, что каждая из традиционных религиозных общин нашей страны сможет представить своим верующим примеры семейной жизни, проявившиеся в их среде и достойные подражания»4.

Кроме святых Петра и Февронии Муромских, «история Русской Православной Церкви знает и другие образцы истинно христианских семей. Они были явлены в жизни святых — Михаила Тверского и Анны Кашинской, Димитрия Донского и Евдокии (в иночестве Евфросинии) Московской, Иулиании Вяземской, Ксении Петербургской, Царственных страстотерпцев»5. Знакомство с житиями этих святых полезно не только в целях изучения отечественной истории и культуры, но также могло бы способствовать формированию у подрастающего поколения идеала семьи, основанной на жертвенной любви и взаимной верности.

Множество примеров семейного благочестия запечатлено в житиях новомучеников ХХ века – наших святых соотечественников, пострадавших за веру в годы гонений. Жизненный путь многих из них протекал в городах и весях нашего родного Подмосковья и связан с судьбой подмосковных храмов. Изучение подвига этих святых было бы вполне естественным и полезным в рамках занятий по «Духовному краеведению Подмосковья».

Здесь мы видим возможность плодотворного сотрудничества Церкви и школы в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения, в укреплении нравственных основ нашего общества.

Закончить свое выступление мне бы хотелось словами Священного Писания: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Я, который заповедую тебе сегодня — любить Господа, Бога твоего, ходить по путям его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить... Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь... погибнете, и не пробудете долго на земле» (Втор. 30. 15-18).


 

Вернуться к перечню публикаций


1 Из Заявления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с инициативой празднования Дня семьи, любви и верности.

2 См.: Обращение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по вопросам демографии (Москва, 2004) // Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2004 г. Материалы. - М., 2005. - С. 362-363.

3 См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва 13-16 августа 2000 г. – Нижний Новгород, 2001. - С. 171-250.

4 Заявление Межрелигиозного совета России в связи с инициативой празднования Дня семьи, любви и верности.

5 Заявления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с инициативой празднования Дня семьи, любви и верности.

 
 
 
 
 

Официальный сайт Троицкого храма поселка Удельная
Раменского района Московской области Московской епархии
Русской Православной Церкви.