Московская епархия Русской Православной Церкви
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Миссионерский отдел московской епархии
Духовно-нравственное воспитание учащихся в воскресной школе Троицкого храма пос. Удельная. Опыт работы последних лет.

V Московские областные образовательные Рождественские чтения (22 ноября – 12 декабря 2007 года) «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения».

Настоятель Троицкого храма пос. Удельная
священник Вадим Суворов

 

Занятия с детьми в воскресной школе являются важной составляющей жизни современного православного прихода. Как неоднократно подчеркивалось священноначалием Русской Православной Церкви, это направление приходской деятельности является одним из приоритетных.

Воскресная школа Троицкого храма пос. Удельная существует уже более 10 лет, и мы надеемся, что наш опыт может для кого-то показаться интересным.

Главной целью деятельности любой приходской воскресной школы является приобщение маленьких прихожан к неисчерпаемым сокровищам православной веры и православной культуры с тем, чтобы каждый из них вырос нравственной, духовно развитой личностью, глубоко укорененной в православной церковной традиции.

Формы работы с детьми могут быть самыми разными: от беседы за чаем после богослужения в небольшом сельском приходе до серьезно поставленного образовательно-воспитательного процесса в церковно-приходских школах при храмах в крупных городах.

В воскресной школе Троицкого храма пос. Удельная обучается порядка 25 воспитанников в возрастной группе от 8 до 14 лет. Отличительной особенностью воскресной школы является то, что учащиеся дети обладают различным уровнем церковности, а также культурным и интеллектуальным уровнем, что определяется, в основном, не их возрастом, а воспитанием, получаемым в семье. Поэтому мы отказались от разделения детей на возрастные группы.

Занятия в школе построены по семейно-общинному принципу, когда старший помогает младшему, сильный – слабому. Считаем, что формирование способности у детей строить отношения в подобной модели является очень важным.

Мы не ставим детям оценок: преподаватель вместе с другими ребятами может похвалить того или иного ученика за хорошо выполненное задание, или, наоборот, пристыдить за нерадение. Главное, что должны помнить учащиеся, это то, что они готовятся к урокам не «из-под палки», а потому, что предмет урока нужен и интересен им самим и тем, кто учится вместе с ними.

Опыт показал, что продолжительный по времени урок в виде лекции-монолога воспринимается с трудом в случае столь разнородной по возрасту и духовному уровню группы учащихся. Поэтому рассказ учителя в нашей школе всегда перемежается с обсуждением темы урока самими учениками.

Такой формат общения требует большего напряжения сил от педагога, не все имеют к этому способность, однако такая форма урока оказывается более эффективной. Дети учатся говорить, выражать свои мысли, рассуждать с позиций Православия.

Важно привить детям культуру ведения диалога: даже если кто-либо из учащихся начинает отвечать на поставленный вопрос неправильно, мы объясняем детям, что нужно сначала выслушать мысль товарища до конца, а затем аргументированно ему возразить. Это воспитывает уважение к мнению других людей и терпимое отношение к заблуждающимся.

Дети есть дети: им свойственны импульсивность и бурное проявление чувств. Во время спора наши воспитанники могут порой перейти на крик, однако при этом они никогда не обзовут и не унизят друг друга.

Годовой цикл занятий и предметов в нашей воскресной школе построен по аналогии с литургическим годовым циклом и непосредственно с ним связан.

Во-первых, в школе ведется ряд традиционных предметов – таких как Закон Божий, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, церковно-славянский язык. Занятия по этим предметам равномерно распределены по всему учебному году. Очевидно, что наши маленькие прихожане должны осознанно участвовать в жизни Церкви, а для этого они должны понимать значение церковных таинств, знать смысл церковных песнопений и молитв.

Нет нужды подробно говорить о том, какая назидательная нравственная сила содержится в библейских поучениях и сюжетах. Принципиально важно, чтобы дети не просто запоминали библейский текст и знали события священной истории, но чтобы они размышляли над этими событиями, примеряли к себе, к своей жизни их нравственный смысл.

Второй компонент занятий в нашей воскресной школе - также традиционно - связан с циклом церковных праздников – прежде всего, Пасхи, Рождества, а также с престольным праздником нашего храма - Днем Святой Троицы. В преддверии каждого великого праздника детям рассказывают о его истории, духовном и нравственном значении этого праздника в жизни христиан.

К Рождеству, Пасхе и Троице дети и педагоги готовятся особо: в эти дни воскресной школой нашего храма устраиваются приходские концерты, на которые приглашаются родители и прихожане нашего храма. В программу подобных концертов входят праздничные церковные песнопения, которые исполняет школьный хор, литературно-музыкальные композиции с чтением стихов и прозы русских классиков, детские мини-спектакли, посвященные тематике праздника.

Подобная программа не только укореняет детей в православной церковной традиции, но и способствует их культурному росту, учит ребят понимать и любить русскую классическую литературу.

Мини-спектакли, в которых дети участвуют с большим увлечением, всегда несут в себе тот или иной нравственный урок.

Отмечаются в нашей воскресной школе и духовно значимые гражданские праздники. Это, в первую очередь, 9 мая, Праздник Победы. Нравственный подвиг нашего народа ребята раскрывают через стихи о войне, песни военных лет. По традиции, на концерт приглашаются члены Совета ветеранов пос. Удельная.

В этом году нами была опробована новая форма приходского праздника – посвященного русской природе. Красота природы возвышает душу человека к познанию Творца, воспитывает любовь к родному краю. На празднике, посвященном осенней природе, выступили приглашенные профессиональные музыканты; песни и романсы русских и советских композиторов исполнил бас приходского хора. Между музыкальными номерами стихи о русской осени читали дети из воскресной школы.

Одной из любимых форм занятий в воскресной школе нашего храма стали уроки-экскурсии. В рамках Рождественских чтений 2007 года воскресной школой Троицкого храма был проведен урок-экскурсия под названием «Храм Христа Спасителя – духовный символ возрождения Отечества». В прошлом году в рамках Чтений был проведен урок, посвященный братьям Третьяковым – российским купцам-предпринимателям, знаменитым меценатам и собирателям произведений изобразительного искусства. Урок закончился экскурсией в Государственную Третьяковскую галерею.

Как уже отмечалось, большая роль в воспитательно-образовательном процессе в нашей школе уделяется изучению русской классической литературы. Как известно, огромное количество произведений русских классиков пронизано христианскими темами и сюжетами. Поэтому когда на уроке рассказывается, например, о молитве святого Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», тогда дети узнают и о поэтическом переложении этой молитвы в стихотворении А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны». Это воспитывает в детях не только любовь к православию, но и любовь к отечественной культуре, имеющей тысячелетние христианские корни.

Большое внимание в воскресной школе Троицкого храма уделяется празднованию памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которых по праву считают родоначальниками славянской письменности и культуры.

Так, с февраля по май 2007 года в воскресной школе Троицкого храма прошел цикл тематических уроков, посвященных предстоящему празднику. Были проведены занятия: «Первые печатные книги на Руси», уроки «Здравствуй, сказка» и «Русские былины». К урокам учащимися были подготовлены выставки рисунков, на которых были представлены герои русских народных сказок и былин.

В библиотеке Троицкого храма было проведено занятие, посвященное русским духовным писателям XIX-XX веков: И.Шмелеву, Н.Лескову, Л.Чарской, проведен музыкально-поэтический урок «России сердце не забудет…», посвященный 170-летию со дня гибели А.С.Пушкина. В помещении библиотеки храма учащимися и преподавателями школы была оформлена выставка книг и иллюстраций к произведениям великого поэта.

На Кирилло-Мефодиевском празднике ребята с большим увлечением приняли участие в занимательной викторине: преподаватель называл широко известные пословицы и крылатые выражения из Библии – «зарыть талант», «вавилонское столпотворение» и т.д., а участники праздника должны были рассказать о том, из какого библейского текста были заимствованы данные выражения. В конце праздничной программы все участники и гости получили в подарок книгу Н.Давыдовой «Евангелие и древнерусская литература».

02 июня Воскресной школой Троицкого храма п. Удельная была организована паломническая поездка в г. Коломну. В поездке также приняли участие несколько воспитанников школы-интерната пос. Удельная. Преобразившаяся после празднования Дней славянской письменности и культуры Коломна с ее древними церквами и новыми памятниками произвела на участников поездки неизгладимое впечатление.

Позвольте сделать небольшое отступление и рассказать о печальном случае, который произошел со мной в одном из светских образовательных учреждений нашего поселка. По согласованию с руководством школы, я пришел провести беседу с учащимися на тему предстоящего празднования Дней славянской письменности и культуры.

В голове у меня созрел план: задам сначала ребятам вопрос: «Как называется наш с вами алфавит (азбука), который мы используем?» Они мне ответят: «Кириллица». Я им скажу: «А почему кириллица?» - «А потому, что Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку» и т.д. Однако расчет мой не оправдался: в ответ на вопрос о том, какие же буквы мы используем на письме, мне дали ответ: «Times New Roman»!

Случай анекдотичный, но вполне реальный. Если образование в нашей стране будет идти в том же направлении, то мы очень скоро получим поколение «Иванов, не помнящих родства», да еще и вооруженных последними достижениями современной техники.

Еще один печальный пример. Приходили к нам в храм на экскурсию учащиеся еще из одной удельнинской школы. Школа, кстати сказать, на очень хорошем счету. И дети пришли умные, всем интересуются, хорошие вопросы задают. Подвожу их к храмовой иконе Пресвятой Троицы. Спрашиваю: «Как зовут русского иконописца, автора знаменитой «Троицы», которая хранится сейчас в Третьяковской галерее? Всемирно известный шедевр мирового изобразительного искусства, неужели не знаете?» После долгого молчания кто-то из ребят дал ответ: «Пушкин»!

Возникает вопрос: если Пушкин в таком смысле станет «нашим все», то что сердцу молодого современного россиянина скажет Троицкий собор в знаменитой на весь мир Троице-Сергиевской Лавре, фильмы А. Тарковского, стихи Л. Андреева и Н. Гумилева? Следует признать, что воскресным школам сегодня приходится восполнять то, что должна давать россиянину система общего среднего образования.

Народ должен знать своих святых. Кроме наиболее известных русских святых и святых Вселенской Церкви, все наши дети знают житие святого, имя которого они носят. Он для них – не только небесный покровитель, но и нравственный пример в их жизни.

История русской святости неразрывно связана с историей нашего государства. Александр Невский, Димитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский – вот истинные примеры для воспитания в учащихся гражданского самосознания и патриотизма.

Большое внимание уделяется в нашем храме и в нашей воскресной школе памяти новомучеников – тех, кто пострадали за веру в советские годы. В нашем поселке жили четыре канонизированных Русской Православной Церковью святых. Один из них – сщмч. митрополит Серафим (Чичагов), 70-летие мученической кончины и 10-летие канонизации которого отмечается в этом году.

Потомок старинного дворянского рода, до принятия сана и монашества - блестящий офицер, военный ученый, герой Русско-турецкой войны, а также писатель, композитор, художник, автор оригинальной медицинской системы, составитель знаменитой «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», один из авторитетнейших церковных иерархов своего времени - владыка Серафим являет нам пример широко образованной, гармоничной и высоконравственной личности, оставившей нам богатое духовное наследие.

И свой доклад я бы хотел закончить словами митрополита Серафима, которые и сегодня, спустя столетие, продолжают звучать актуально: «Пока народная и общественная нравственность не улучшится и жизнь наша не будет согласована с верою, никакие свободы, новые узаконения и реформы не приведут к ожидаемому результату и благополучию. Без улучшения нравственности не могут кончиться испытания, ниспосланные Господом, и не начнется возрождение духовное. Духовное же возрождение России возможно только тем путем, каким совершилось ее духовное рождение… Иного средства и пути нет, как возрождение духовное, которое возможно лишь в приходе и в школах».

 

 
 
 
 
 

Официальный сайт Троицкого храма поселка Удельная
Раменского района Московской области Московской епархии
Русской Православной Церкви.